Category archives: Русская культура 14-15 веков


  • Тема: Русская культура IX-XVII веков
  • Русская культура в 14-15 веках
  • Русская культура второй половины 14-15-го веков
  • Культура xiii—xv веков
  • История русской культуры в таблицах
  • Культура Руси в XIII-XV вв.
  • Русская культура XIV XV вв Презентация по истории России
  • Тема: Русская культура IX-XVII веков

    Презентация по истории России для учащихся 10 класса Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его деятельности. Условия развития культуры Золотоордынское иго уничтожило многие материальные и духовные ценности; Объединительный процесс русских земель вокруг Москвы; Восстановление прерванных связей с Византией; Экономическое развитие; Борьба русских земель против монголо-татарского ига.

    Литература: 1. Погиб в московском пожаре г. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических событиях и фактах. Нередко повести становились частью летописного текста. Писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: qмитрополита Петра; q. Сергия Радонежского. Хождения — литература о путешествиях. Во второй половине 15 в. Наиболее яркий образец хожений хождений — записки тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» , описывающее его трехлетнее путешествие в Индию.

    Первый Хронограф был создан Пахомием Лагофетом в году. Архитектура 1. Культовое, фортификационное, гражданское зодчество.

    Зодчество Великого Новгорода; 3. Начало каменного строительства в Москве: - храмы Московского Кремля. Развитие зодчества на Руси было приостановлено монгольским завоеванием. Однако в Новгороде строительство не прекращалось даже в годы нашествий.

    Культовое строительство Церковь Спаса на Ковалеве. Художник А. Фортификационное зодчество Москвы Московский кремль. Итальянские мастера. Современный вид Московский кремль Годы постройки - Площадь - 27, 7 га Протяженность стен - м Количество башен - 20 Количество ворот - 4 Высоты башен - до 80 м Толщина стен башен - 24 м Высота стен - от 5 до 19 м Толщина стен - от 3, 5 до 6, 5 м Начало каменного культового строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в.

    Эта дата связана с превращением Москвы в резиденцию князей и митрополитов. Успенский собор в Московском Кремле. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиросуздальского зодчества.

    Успенский собор Московского Кремля, архитектор Аристотель Фиораванти г. Домовая церковь московских князей Благовещенский собор московского кремля Псковские мастера гг. Церковь московских митрополитов Церковь Ризоположения Московского кремля. Псковские мастера, гг. Московский кремль Колокольня Ивана Великого. Бон Фрязин, гг. Это был самый большой зал в тогдашней Руси. Грановитая палата Московского Кремля. Основные тенденции развития; 2.

    Иконопись: - Новгородская иконописная школа; - Псковская иконопись; - Московская школа; 3. Фреска; 4. Формирование авторского стиля: - Феофан Грек; - Андрей Рублёв. Лаконичные композиции, q. Четкость рисунка, q. Высокая техника, чистота красок. Новгородская икона XIV в. Авторский стиль. Феофан Грек. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Феофан Грек «Спас. Вседержитель» Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Зато сохранились иконы, написанные им для иконостаса Благовещенского собора.

    Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора. Псковская школа Отличалась от новгородской смелостью композиции, суровостью ликов, более тяжелыми фигурами. Святые Борис и Глеб. Икона 14 вв. Псковская иконопись. Святые Владимир, Борис и Глеб. Московская школа Ведущее положение в 14 в. Фреска Начиняя с 14 в. Андрей Рублёв. Произведения Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом.

    Центральная икона Деисусного чина. Рождественский собор Саввино. Сторожевского монастыря. Андрей Рублёв, — -е гг. Андрей Рублев Преображение Господне. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. Кисти Андрея Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Троице-Сергеева монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в 18 в. Андроникова монастыря. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии.

    Троица Ветхозаветна я. Храмовая икона иконостаса Троице. Сергиева монастыря. Андрей Рублев. Выводы: Монгольское нашествие, по мнению ряда историков, существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры. Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому.

    Нашествие не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры. Продолжался процесс складывания русской народности.

    Русская культура в 14-15 веках

    Русская культура второй половины го веков Это было связано с объединением русских земель вокруг Москвы, которая стала центром развивающейся культуры. Во второй половине го в. На смену былинным героям приходят конкретные исторические личности. Победе Донского над Мамаем были посвящены наполненные глубоким патриотическим смыслом произведения. В поэме «Задонщина» автор объединяет православный героизм с глубокой скорбью о погибших, этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище».

    Россия, высвободившись из-под татарского ига, начинает осваивать мир. Наиболее значимым произведением стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина , достигшего Индии в е гг.

    Наш соотечественник опередил великого Васко да Гама и первым купечествовал на берегу Малабара, беседуя с жителями о премудростях их веры. В г. Иван Федоров и Петр Мстиславцев издают первую книгу «Апостол», ставшую настоящим шедевром средневекового печатного дела.

    Всего русскими первопечатниками было издано более 20 книг. Большой литературный и исторический интерес представляют послания политических противников — Ивана Грозного и Андрея Курбского. В своем послании царь дает обоснование самодержавию. В памфлете «История о великом князе московском» Курбский обвиняет царя в тирании и неоправданной жестокости. В е гг. Написана «Степенная книга», в которой систематизируется история русских земель по поколениям царской династии, дается жизнеописание митрополитов начиная со времен Киевского государства.

    Создается Лицевой летописный свод, насчитывающий более 16 тыс. Значительным явлением в литературе этого периода стал «Домострой» Сильвестра священника московского Благовещенского собора — обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа.

    Этот период ознаменовался работами великих русских художников — Феофана Грека и Андрея Рублева. Выходцу из Византии Феофану Греку в творчестве были свойственны эмоциональность и экспрессивность. Он работал в Новгороде, писал фрески в церкви Спаса Преображения, в г. Монах Троице-Сергиева монастыря Андрей Рублев в своем искусстве выразил основные идеи русского православия — внутреннюю созерцательность и спокойствие.

    Наиболее известная его работа — «Троица», написанная для собора Троице-Сергиевой лавры, — шедевр иконописного творчества. К началу царствования Ивана 3-го в Москве не было ни одного по-настоящему величественного здания. Даже Псков, имевший к этому времени 60 каменных храмов, смотрелся более выигрышно. Иван 3-й начинает интенсивное строительство в Москве.

    Опираясь на традиции русского градостроения, старую русскую архитектуру и черты стиля эпохи Возрождения, талантливые итальянцы совместно с русскими мастерами создали Успенский собор — архитектурный шедевр эпохи. В гг. Строятся Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, великокняжеский дворец — Грановитая палата.

    Поделиться с друзьями: Поиск:.

    Русская культура второй половины 14-15-го веков

    Возобновившееся летописание освещало исторические события с московских позиций. Литература представлена житиями святых, другой церковной литературой, некоторыми крупными произведениями, такими как «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» автор Софоний Рязанец«Хождение» Стефана Новгородца. В архитектуре постепенно вырабатывался самобытный московский стиль.

    При Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль в Москве. Украшением соборов были произведения иконописца Феофана Грека Богоматерь Донская. Для работы в России был приглашен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор в Москве В гг. Храмы расписывал выдающийся иконописец Андрей Рублев «Троица». Усиление светских элементов в русской культуре XVII в Вслед за культурой, которая в основном была частью духовной жизни населения, появляются светские элементы.

    Правда, Церковь, несколько противилась этому, считая это воздействием Запада. По всей территории увеличивается количество образованных людей, благодаря появлению первых регулярных школ. В этих произведениях появлялись вымышленные литературные сюжеты и герои. Петр и Феврония Муромские. Икона XVI. Музей. Андрея Рублева? Почему Петр и Феврония стали почитаться как покровители счастливого брака Литература Св. Меркурий Смоленский. В «Повести о Петре, царевиче ордынском» рассказывается о том, как Петр изменился под воздействием христианского учения.

    Это была первая попытка показать внутреннее перерождение человека, до этого герои были либо только отрицательными, либо только идеальными. Архитектура Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия.

    Церковь Николы на Липне близ Новгорода. Когда на Руси после нашествия возобновилось каменное строительство? Это произошло лишь в конце XIII. Разрушена во время Великой Отечественной войны. Восстановлена реставраторами.

    Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов. Они невелики по размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол. Вместо традиционных трех апсид осталась одна.

    Здания выглядят массивными и монолитными. Важно Архитектура Новгородские зодчие перешли от позакомарного перекрытия к трехлопастному, а затем — к восьмискатному. Вместе с тем, во второй половине XIV. Церковь Федора Стратилата украшают пояса арочек и треугольничков по барабануфасад расчленен лопатками, по апсиде спущены валики. Церковь Федора Стратилата на Ручью. Читайте также: Русско-турецкая война гг Архитектура Еще более обилен декор церкви Спаса на Ильине улице.

    В дальнейшем такой обильный декор в Новгороде не применялся. Многие новгородские церкви XV .

    Церковь Спаса на Ильине улице. Какую церковь напоминает храм в Кожевниках? Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Архитектура Самая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева нашествия — Спасо-Преображенский собор в Твери Шестистолпный крестово-купольный храм с богатой резьбой и майоликовым полом не сохранился: был разобран в г.

    Почему именно в Твери каменное строительство развернулось раньше всего? Тверские князья в конце XIII. Церковное строительство в Твери не было широким, возможно, из-за напряженных отношений между тверскими князьями и митрополитами. Архитектура Успенский собор в Московском Кремле. Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в резиденцию великих князей и митрополитов. Первоначально в Кремле были построены несколько небольших каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества.

    До наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV. Архитектура Успенский собор «на Городке» в Звенигороде. Первоначальный вид. Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества — в Подмосковье.

    Успенский собор «на Городке» в Звенигороде построен Юрием Звенигородским в гг. Белокаменный одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Подражание владимирским храмам, но меньше, более приземист, беднее декором: нет ни аркатурных поясов, ни барельефов.

    Архитектура В том же стиле построены Рождественский собор Саввино. Сторожевского монастыря в Звенигороде г. Рождественский собор Саввино. Сторожеского монастыря. Троицкий собор Троице -Сергиева монастыря. Архитектура В г. Здесь традиционный для владимирского зодчества кубический объем нарушен: средние своды возвышены над боковыми.

    Спасский собор Андроникова монастыря. Как это повлияло на внешний вид собора, на его зрительное восприятие? Архитектура Успенский собор Московского Кремля. Аристотель Фиораванти. Новый этап развития русского зодчества наступил в конце XV.

    Но в г. Тогда великий князь пригласил в Москву итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Совет Архитектура Успенский собор Московского Кремля. Южный фасад. Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во Владимире, Ростове, Ярославле. В итоге в — гг. Успенский собор — пятиглавый, по стенам украшен аркатурным поясом. Этим он схож с Успенским собором Владимира.

    Но этим сходство почти исчерпывается. Владимирский Успенский собор был белокаменным, московский — кирпичным, причем стены его необычайно тонкие для русских храмов. Во владимирском Успенском соборе три апсиды, в московском —. Во Владимирском соборе 14 столпов, в московском — шесть, причем четыре из них круглые, а два восточных, отделяющие алтарную часть, — квадратные. Апсиды собора необычайно глубоки и как бы вдвинуты в алтарную часть. Архитектура «Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирской церкви, а мастер Аристотель».

    Успенский собор Московского Кремля.

    Культура xiii—xv веков

    В Кремле было построено 18 башен, в т. Строительство завершилось в г. Подобно раннемосковским храмам он был трехглавым. Две западные главы были достроены в г. Благовещенский собор Московского Кремля. Благовещенский собор как и другие московские храмы, построен из кирпича в Пскове строили из белого камня. Собор сочетает московские традиции узорчатые пояса, килевидные закомары и порталы и псковские квадратные столбы, повышенные подпружные арки.

    Архитектура В — гг. Это был самый большой зал в тогдашней Руси. Своды опирались на огромный центральный столп. Грановитая палата Московского Кремля. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. В отличие от строгого Успенского собора Архангельский чрезвычайно декоративен и внешне походит на дворец. В его облике особенно много от приемов итальянского Возрождения. Архангельский собор Московского Кремля. Вид с северо-востока.

    Алевиз Новый. Живопись В XIV. Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей, многослойные Новгородская икона XIV. Новгородская икона XIV. Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Феофан Грек. Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью.

    Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись. Специалисты полагают, что роспись церкви Федора Статилата выполнена учениками Феофана.

    Зато сохранились иконы, написанные им для иконостаса Благовещенского собора. Фигуры написаны мягко, пластично, выражают спокойную Архангел Гавриил. Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора. Живопись Богоматерь. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. Иоанн Предтеча.

    История русской культуры в таблицах

    Живопись Спас Вседержитель. Центральная икона Деисусного чина. Сторожевского м-ря. Андрей Рублёв, — -е гг. Владимирская традиция постепенно исчезает. Килевидные закомары — у раннемосковских храмов. Ярусы кокошников — новое, храм приобретает башнееобразный характер, напоминает тянущуюся вверх пирамиду. Владимирская традиция — гармония, аскетизм. Раннемосковские храмы отражают духовные искания того времени. Конец 15 века — появление шестистолбного типа храма ранее — 4 столба. Первый образец — Успенский собор кремля.

    Первый из итальянских мастеров в России. Архитектор, строитель, инженер, литейщик.

    Культура Руси в XIII-XV вв.

    Принес в Мск новое отношение к миру. Строил по образцу Успенского собора во Владимире, но надо было сделать его побольше. После Успенский обор становится образцом для всех крупных храмовых построек. Разработки, которые обслуживали московский посад.

    История русской культуры за 25 минут

    На посаде появились к этому времени состоятельные люди, которые могли бы построить рядом с собой каменный храм. Должен быть небольшой храм, кот вмещает заказчика с семьей и еще чуть-чуть. Скорее как личный храм. Важно Безстолбные, крестовый свод — своды соединяются под прямым углом. Белокаменный храм, церковь Трифона в Напрудном.

    Трифоновская улица, м. Это — именно посадский храм. Новгород и Псков — очень большое кол-во именно таких храмов, время расцвета боярских республик. Типологически — безстолбный или двустолбный храм, небольшого размера, живописные.

    Трифона в напрудном. Основной смысл — любовь. В году группа реставраторов пытались спасти иконы из древних монастырей, нашли в сарае рядом с церковью, подкладка для дров оказалась иконной доской. Росписи Успенского собора во Владимире, год примерно сейчас там остались фрагменты — композиция Страшного суда, шествие в рай, лоно Аврамово.

    Феофан Грек. Старший современник Рублева. Оказал ли он влияние на Рублева или нет-споры. Византиец, профессионал, мб был увлечен идеями сихазма безмолвие, полное отрешение монаха от мира, уход в безмолвие. Безмолвие и физическое и внутреннее, то есть безмолвие страстей. Теория и практика, возможность видеть фаворский свет. Стремление передать Фаворский свет в произведениях. Спас на Ильинке в Новгороде. Внутри молельня с изображениями Грека. Жил в эпоху Ивана 3. Не был монахом, у него были сыновья.

    Дионисий — другое настроение. Это — праздничность, чувство рая, радость. Мало знаем. Совет — росписи собора Пафнутьевского Боровского монастыря. Оформление Успенского собора Московского Кремля, но там ничего почти что не осталось. Ферапонтов монастырь — там есть Дионисий.

    Росписи Дионисия в соборе. Живопись была анонимна, не принято было оставлять своего имени. Искусство церковное, следовательно, Господь все знает все про каждого и поэтому не надо подписывать свои произведения. Только с конца 17 века начинается традиция подписывания. Летописание — стержень, на который нанизана вся лит деятельность этой эпохи. В летописи попадали лучшие литературные произведения своего времени.

    Летописание начинается со Владимирского общерусского свода года дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи. Московское летописание — поздно занялись делом или мб не дошло до. Первый Московский Летописный свод — московский свод года в связи с кончиной Калиты. Московский лет свод года — летописец великий русский. Мы знаем о нем из текста Троицкой летописи.

    Троицкая летопись — год общерусский летописный свод. Создатель свода — митрополит Киприан скорее. Далее — эпоха феодальной войны и летописание почти что прекращается. Летописание возрождается в эпоху Ивана 3.

    Свод года, сводобщерусский свод Кроме летописей в этот период создавались обширные литературные повести. Повесть Щелкане года, повесть о нашествии Тохтамыша, о нашествии Едигея, повесть об ослеплении Василия Темного, о походе войск на Новгород года. Авторов как правило не знаем.

    Русская культура XIV XV вв Презентация по истории России

    Из истории происхождения русских слов Жития святых. Самое популярное чтение на Руси. Самый известный агеограф в этот период — Епифаний премудрый, монах Троице-сергиевого монастыря, близкий учений Сергия радонежского мб был даже его келейником.

    Сам из ростова великого, а ростов в это период — крупный духовный центр. Училище — григорьевский затвор. После кончины сергия начинает собирать материал для его жития.

    Главный труд его жизни, создание в течении многих лет с до года. В чистом виде это произведение не дошло. В середине 15 века был нанят еще 1 писателя Пахомия Логофета для написания жития, так как церкви житие Епифания нне понравилось звучало приземисто.

    Логофет занялся этим делом, в результате житие сергия дошло переработанное.


    ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!



    Другие теги: отключить сметане воды кабачков сухой старшей девушек цветы мужские кефире челкой ресниц

    3 Комментарии к “Русская культура 14-15 веков

    1. Креатифф на тему Как я провел лето… Вы еще напишите что дважды два четыре и ждите аплодисментов. И ведь они последуют.. :)) Вот в чем прикол

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *